Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №3 имени маршала Г.К. Жукова муниципального
образования Усть-Лабинский район
(МАОУ СОШ №3)
УТВЕРЖДЕНО
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом МАОУ СОШ № 3 приказом МАОУ СОШ
(протокол от 28.08.2024 № 1)
от 30.08.2024 № 227-П
Директор
____________И.В.Ивлева
№3
Положение
об оказании логопедической помощи в МАОУ СОШ № 3
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МАОУ СОШ № 3 (далее –
Положение) регламентирует деятельность МАОУ СОШ № 3 (далее – школа) в
части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения
устной и (или) письменной речи (далее – обучающиеся) и трудности в освоении
ими основных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных.
1.2. Задачами школы по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
1.3. Обучающиеся вправе получать логопедическую помощь независимо от
формы получения образования и формы обучения.
2. Порядок оказания логопедической помощи в школе
2.1. Логопедическая помощь оказывается школой собственными силами, а также
в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет
документацию согласно приложению 1 к настоящему положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными
актами школы и настоящим положением. Срок хранения документации учителя-
логопеда составляет не менее трех лет с момента завершения оказания
логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
школой исходя из:
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных
обучающихся;
количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной
адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), из
рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся;
количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной
учителем-логопедом школы, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая
входное
и
контрольное
диагностические
мероприятия продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся
по
запросу
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное
обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной
речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых
диагностических
мер
в
отношении
обучающихся,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим
работником им должна быть подготовлена педагогическая характеристика
(приложение 2 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-
логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды)
проводит диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической
помощи,
формируется
на
основании
результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляются на
основании приказа директора школы.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в
течение всего учебного года.
2.8. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка.
2.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и
(или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемлогопедом с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы школы.
2.11. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов
логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их
здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым
к данным помещениям.
2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
школы, родителей (законных представителей)), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников школы;
информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
3.1. Периодичность проведения логопедических занятий:
для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной общеобразовательной программы и составляет (в
форме групповых и (или) индивидуальных занятий) не менее трех
логопедических занятий в неделю для обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи и не менее одного-двух логопедических занятий в неделю для других
категорий обучающихся с ОВЗ;
для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет (в
форме групповых и индивидуальных занятий) не менее двух логопедических
занятий в неделю;
для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных
по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и
(или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения МАОУ СОШ № 3.
3.2. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1-х классах групповое занятие – 35–40 мин., индивидуальное – 20–40 мин.;
во 2–11-х классах групповое занятие – 40–45 мин., индивидуальное – 20–45
мин.
3.3. Предельная наполняемость групповых занятий:
для обучающихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе общего
образования, не более 6–8 человек;
для обучающихся, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями
об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, не более 6–8 человек;
для обучающихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный
по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется программой психолого-педагогического сопровождения МАОУ
СОШ № 3
Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАОУ СОШ № 3
Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.